О дальнейшей судьбе закона об обязательном страховании автогражданской ответственности корреспондент газеты беседовал с президентом Ассоциации страховщиков России Алексеем Зубаковым.
Калининградская правда,
18 ноября 2003 г.
Куда бредешь, автогражданка? 1369 просмотров
Всего ничего остается до очередного решающего этапа голосований в Госдуме по проекту изменений в закон об обязательном страховании владельцев автотранспортных средств (ОСАГО).
Стремясь обаять обильный "колесный" электорат и заручиться его голосами (по статистике, 15 процентов россиян имеют собственные автомобили), думцы сегодня рьяно клеймят позором неказистую автогражданку.
А потому и ежику понятно, что народные избранники примут поправки, что называется, на ура. Но далее нововведения должны проскользнуть сквозь "сито" Совета Федерации и получить "добро" президента.
Удастся ли им это сделать? Мнением на сей счет в телефонном интервью редактору "Автодрома "КП" Андрею Горбунову поделился президент ассоциации страховщиков России, главный эксперт страховой секции комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации Алексей ЗУБАКОВ.
- Алексей Алексеевич, одобрит ли изменения в закон об обязательной автогражданке Совет Федерации, подпишет ли их президент?
- Полагаю, что нет. Кстати, Совет Федерации уже озвучил свою позицию. Он направил в думу свои поправки, которые коренным образом отличается от думских.
- Накануне выборов думцы едва ли пойдут навстречу сенаторам. И что тогда?
- С 1 января начнется поголовный сбор штрафов. По официальным данным, 80-85 процентов автовладельцев еще не застраховались. Это миллионы людей.
Наверняка многие из них сразу же кинутся приобретать полисы. Но страховщики попросту не смогут в короткие сроки обслужить всех желающих. Понимая это, власти уже сегодня пытаются найти пути решения проблемы. В частности, у нас, в Москве, разрешено с нового года продавать полисы обязательной автогражданки... в обычных торговых палатках. К чему это приведет? К валу подделок. Кроме того, среди страховых компаний, имеющих право заниматься данным видом страхования, есть и не совсем надежные. Не исключено, что они в одночасье рухнут, как былые финансовые пирамиды. Страшно представить, что тогда будет твориться.
- Какие меры необходимо предпринять, чтобы избежать кризиса?
- Нужно разрешить ГАИ продавать полисы. Это поможет избежать подделок. Но главное - нужно отложить введение штрафных санкций до 1 июля следующего года. К этому времени все российские автомобилисты обзаведутся страховками, и новые правила игры (если, конечно, они будут придуманы) никого не обидят. В январе новая Госдума совместно с Советом Федерации, министерствами, ведомствами и страховщиками должны будут создать рабочую группу. Она тщательным образом проанализирует практику применения закона, выявит недостатки, замечания и подготовит изменения, которые устроят всех - и государство, и страховщиков, и страхователей. Такова суть моих предложений. Убежден: пройди моя поправка Госдуму, ее пропустит Совет Федерации и подпишет президент.
- Если ваша поправка будет вынесена на рассмотрение этого состава думы, проголосуют ли за нее депутаты?
- К сожалению, у меня в последнее время все меньше надежды на депутатов и даже на сенаторов. Честно говоря, в данной ситуации есть надежда только на одного человека - на президента. Более того, я уже написал письмо Владимиру Путину с предложением приостановить начало штрафных санкций и оперативно создать рабочую группу по изучению действия закона об ОСАГО. Скрупулезный анализ ситуации позволит правильно провести "работу над ошибками" и, в конце концов, получить нормальный закон. Точнее нормальный механизм его реализации. Ведь жалобы в основном поступают по тарифам и коэффициентом, фигурирующим не в законе, а в постановлении правительства. К слову, я с самого начала критиковал именно недостатки механизма, который развел страхователей и страховщиков по разные стороны баррикады. Например, многие автовладельцы, ранее страховавшие свою ответственность в добровольном порядке, справедливо возмущаются - дескать, почему плата за полис увеличилась, а страховая сумма уменьшилась. Безусловно, такое положение дел нельзя назвать справедливым. Оно лишь компрометирует в общем-то неплохую идею автогражданки.
- Насколько известно, еще год назад вы ратовали за то, чтобы отложить введение закона ...
- Это так. Когда государство в августе прошлого года отказалось страховаться в 2003 году, я выступил за отсрочку введения закона до 1 января 2004 года.
Предлагал сначала обкатать закон в некоторых регионах, а уже потом распространять его действие на всю Россию. Предлагал снизить на пятьдесят процентов тарифы для инвалидов и пенсионеров и более тщательно проработать тему повышающих коэффициентов. Предлагал раскошелиться на широкую и активную рекламу автогражданки. Ведь многие люди ровным счетом ничего не знают о плюсах и минусах закона по причине отсутствия информации. Даже сегодня текст закона с комментариями к нему приобрести почти невозможно. К сожалению, мои предложения не были услышаны. Тогда крупные страховщики, пролоббировавшие закон, утверждали, что денег на скидки нет. А теперь и скидки, и многое другое из того, о чем я говорил, использовано в проекте думских поправок в закон. Проекте, за которым стоят... представители крупного страхового бизнеса.
- Сейчас вы выступаете против немедленных изменений. В частности, против уменьшения тарифа. Почему?
- Во-первых, потому, что поспешные изменения могут обидеть сотни тысяч, если не миллионы, людей. Тех, кто был вынужден застраховать свою ответственность по нынешним тарифам. Во-вторых, нельзя рубить сплеча. Не то мы опять попадем в нехорошую историю. Шутка ли, депутаты уже внесли 3500 поправок в закон! Невольно возникает вопрос: зачем они вообще его принимали?
- Если рабочая группа по выработке поправок в закон будет создана, какие предложения вы вынесете на ее рассмотрение?
- Необходимо утвердить льготы для пенсионеров. Страховщиков это не разорит. Ведь пожилых автомобилистов не так много, а льготные полисы вполне можно сделать сезонными. Кроме того, нужно уменьшить минимальный период страхования для всех категорий граждан. Хотят люди приобретать месячную страховку - у них не должно возникать проблем. Необходимо также значительно уменьшить максимальный повышающий коэффициент. Совет Федерации предложил сделать его трехкратным вместо пятикратного. Это правильно.
- Но Верховный суд уже отменил один из повышающих коэффициентов...
- Полагаю, судьи попросту напутали. Признав коэффициент по мощности двигателя незаконным, они, тем не менее, оставили в силе территориальный коэффициент. Согласитесь, логику в таком решении найти невозможно. Думается, вопрос надо ставить так: законны ли все коэффициенты или нет? А ответить на этот вопрос должен Конституционный суд.
- Если государство вновь откажется страховать свою ответственность, будет ли закон нормально функционировать?
- Конечно же, нет. Страховаться должны все. И в первую очередь - государство, обладающее огромным количеством транспортных средств. Оно должно показывать пример гражданам. Насколько мне известно, в бюджете следующего года вроде бы хотят предусмотреть соответствующие затраты. Но окончательного решения пока нет. Кстати, застрахуйся государство, тарифы на автогражданку вполне можно было бы снизить.
- Одобряют ли коллеги-страховщики ваши тарифные предложения?
- Далеко не все. Многие думают лишь о том, как бы побольше заработать на автогражданке. Но через полгода они поймут, что я был прав. Ведь если мы самого начала настроем россиян против закона, в конце концов, его отменят. Да и другие страховые законы не будут приняты.
- В одном из ваших интервью вы сказали, что вместо малопонятного людям закона об ОСАГО нужно было бы принять закон об обязательном страховании транспорта...
- Такой закон общество приняло бы куда лучше, нежели нынешний. Ведь давно и широко известен комбинированный вид страхования - КАСКО. Он включает в себя и страхование гражданской ответственности водителя и пассажиров, и страхование их жизни, и страхование транспорта. Правда, чтобы превратить КАСКО из добровольного вида страхования, в обязательный, потребовалось бы изменить Гражданский кодекс. Но, думаю, депутатам это вполне по силам.
Кстати, руководимая А. Зубаковым Ассоциация страховщиков России включает в себя 150 средних и мелких страховых компаний из 47 регионов страны. В настоящее время только пять членов объединения обладают лицензиями, позволяющими им работать на ниве обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев.
Вся пресса за 18 ноября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|